Позвоните юристу:

Статья 391.14 ГПК РФ. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

(действующая редакция ст. 391.14 ГПК РФ, комментарий статьи кодекса)


Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.


Комментарии статьи 391.14 ГПК РФ в действующей редакции кодекса

статья 391.14 ГПК РФПересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора, являясь стадией гражданского процесса, представляет собой исключительную стадию, поскольку к моменту рассмотрения судебные постановления могут быть уже исполнены. По этой причине постановления Президиума Верховного Суда РФ должны вступать в законную силу немедленно. Именно так и определено в комментируемой статье 391.14 ГПК РФ в действующей редакции.

Поскольку только Президиум Верховного Суда РФ выполняет функции суда надзорной инстанции, его постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы.

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит. Единственным исключением является возможность его обжалования по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, вынесшим его судом.

Дополнительный комментарий к ст. 391.14 ГПК РФ

Особенностью резолютивной части постановления Президиума Верховного Суда РФ, в отличие от судебных постановлений судов нижестоящих инстанций, является отсутствие в ней информации о порядке обжалования, ввиду того что постановление Президиума Верховного Суда РФ является окончательным и обжалованию не подлежит ни при каких условиях.

Правовое значение постановления Президиума Верховного Суда РФ состоит в том, что вследствие его принятия ранее спорное материально-правовое отношение, неоднократно пересмотренное в судах проверочных инстанций, обретает строгую определенность, устойчивость, общеобязательность. Значение постановления Президиума Верховного Суда РФ в целом для всего гражданского процесса обусловлено задачами судопроизводства, которыми является осуществление юрисдикционной и воспитательной функций, а также обеспечение принципа правовой определенности.

Постановлению Президиума Верховного Суда РФ, как и любому судебному акту, которым завершается тот или иной вид производства в гражданском процессе, должны быть априори присущи такие качества, как законность и обоснованность. Постановление Президиума Верховного Суда РФ является последним и окончательным судебным актом в череде судебных постановлений, принятых по делу квалифицированным составом судей высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции.

Ввиду этого постановление Президиума Верховного Суда РФ, безусловно, должно быть принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, либо основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Помимо требований законности и обоснованности постановления Президиума Верховного Суда РФ к нему предъявляются такие требования, как определенность, безусловность, полнота и мотивированность.

Определенность постановления Президиума Верховного Суда РФ означает, что в нем должен быть четко решен вопрос относительно судьбы обжалуемых судебных постановлений и рассмотренных в судебном заседании надзорных жалобы, представления в соответствии с полномочиями, установленными ст. 391.12 ГПК РФ.

Безусловность постановления Президиума Верховного Суда РФ означает, что в его резолютивной части не должно содержаться указаний на возможность его исполнения в зависимости от наступления каких-либо условий.

Полнота постановления Президиума Верховного Суда РФ предполагает, что постановление должно иметь исчерпывающий характер. Это означает, что Президиум Верховного Суда РФ своим решением должен дать всесторонний и полный ответ по всем доводам надзорных жалобы, представления, по всем обжалуемым судебным постановлениям.

Обратите внимание!

Надзорная жалоба по гражданскому делу

Мотивированность постановления Президиума Верховного Суда РФ означает, что в постановлении, в его мотивировочной части, должны содержаться выводы Президиума Верховного Суда РФ по пересмотренному судебному акту; законы, которыми руководствовался суд при вынесении постановления, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались суды нижестоящих инстанций. В мотивировочной части постановления должны содержаться также обоснования принятых судом решений и обоснования по другим вопросам. В мотивировочной части постановления Президиума Верховного Суда РФ могут также содержаться ссылки на постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ приобретает все вышеперечисленные свойства только после вступления в законную силу. Законодатель в положениях комментируемой нормы закрепляет императивное правило о немедленном вступлении постановления Президиума Верховного Суда РФ в законную силу с момента его принятия, а также об окончательности этого судебного акта в силу установления запрета на его обжалование. Рассматриваемая норма отражает сущность надзорного производства, его экстраординарный характер и недопустимость отмены или изменения постановления Президиума Верховного Суда РФ ввиду несогласия с выраженной в нем позицией Президиума Верховного Суда РФ.

Новый комментарий статьи

Контрольная функция не является также прерогативой только надзорного производства, она присуща и кассационной, и апелляционной инстанции. Но апелляционное производство, в отличие от надзорного, отражает лишь функцию прямого контроля, вместе с тем данный контроль направлен только на самостоятельное исправление апелляционной инстанцией ошибок, которые допущены при рассмотрении дела по существу, в то время как надзорная инстанция призвана создавать условия для исправления (а главное, для профилактики в будущем) ошибок допустившими последние нижестоящими инстанциями. В данном отношении более близкой указанной функции надзорного производства является контрольная функция.

По отношению к правообразующей функции надзорного производства следует указать, что столь характерный для государств англосаксонской правовой семьи судебный прецедент, как форма (источник) права, в отечественной правовой системе не получил легального признания.

Но то обстоятельство, что вынесенное постановление Президиума ВС РФ в границах надзорного производства вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию (ст. 391.14 ГПК РФ), а также установленная законодателем возможность пересмотра судебных постановлений, которые вступили в законную силу, к примеру, в связи с изменением (определением) в постановлении Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы, которая применяется судом в определенном деле, из-за принятия судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, либо в постановлении Президиума ВС РФ, которое вынесено по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора (ст. 392 ГПК РФ), дает возможность говорить, что законодатель фактически придал применению и толкованию норм права, которые осуществляются в границах надзорного производства в гражданском процессе, официальное неоспоримое значение, которое определяет дальнейшую деятельность всех нижестоящих судебных инстанций.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что выделение функций надзорного производства в гражданском процессе и правильное понимание содержания каждой из данных функций дают возможность подходить более детально к вопросу о сущности надзорного производства и его роли в достижении целей и решении задач правосудия в целом и гражданского судопроизводства в частности.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Москва: +7 (499) 391-94-20

Санкт-Петербург: +7 (812) 565-33-70

Вся Россия: 8 (800) 500-49-36 (с 9.00 до 21.00 по Москве)

Задать вопрос юристу